Функциональное тестирование для начинающих
Разбирая типовые вопросы на собеседованиях для джуниор-тестировщиков, вы наверняка встречали истории про тестирование стула или ручки.
Вспомните, что пришло вам в голову в самый первый раз? Вы наверняка начали думать, что ручку нужно проверить: пишет ли она вообще? А на стул надо сесть, чтобы удостовериться, что он под вами не сломается.
Таким образом, еще ничего не зная о тестировании, вы интуитивно приступили к функциональному тестированию.
Функциональное тестирование — это своего рода основа. Проверка на то, что продукт умеет выполнять предписанные ему функции.
Как узнать, какие функции есть у продукта
Если вы сейчас думаете о том, как же узнать, какие функции должен выполнять продукт, вы на правильном пути!
Начинающий тестировщик на каком-нибудь собеседовании может легко попасться на уловку: допустим, работодатель попросит протестировать ручку, которая не пишет. Вы сразу же отметите это, как баг. Она же не работает!
И только потом узнаете, что это ручка с невидимыми чернилами, и ее основная функция — писать «шпионские» тексты. А значит, это был не баг, а фича.
Поэтому прежде чем бежать ставить эксперименты над каким-либо приложением, надо узнать: а что оно вообще должно уметь делать? И что не должно?
Чтобы вам не надо было ломать голову и изобретать велосипед, существует тестовая документация, а в ней — требования.
Требования описывают, какие действия с продуктом должен выполнять пользователь. Подробнее о них можно почитать в подборке в нашем блоге.
Как выполнять функциональное тестирование
Функциональное тестирование имитирует фактическое использование системы, и это большой плюс. Вы выполняете действия, представляя себя на месте пользователя. Правда, это все-таки прежде всего вдумчивая работа. Если вы ожидаете от тестирования веселья в свое удовольствие, то можете столкнуться с этим мемом в реальной жизни:
Есть и хорошие новости: вопреки распространенному мифу, вам не нужно стремиться «сломать» сайт методом тыка 🙂 берите сценарий и выполняйте его.
Что за сценарий? Это порядок действий пользователя.
Давайте перейдем от ручки и стула к более «жизненным» для тестировщика примерам. Например, к интернет-магазину.
Какие функции можно протестировать в нем? Множество! В голову только в первые секунды приходят поиск товара, фильтры, оплата, покупка, добавление в избранное и корзину…
Так, в случае интернет-магазина сценарий покупки может состоять из таких шагов:
- выбор товара,
- добавление его в корзину,
- оплата определенным способом (карта, наличные курьеру, онлайн-кошелек….)
- выбор способа доставки.
Во время выполнения действий тестировщик следит, чтобы ожидаемые результаты соответствовали фактическим.
А ведь зачастую в тестировании самого простого приложения или одной страницы сайта кроется множество нюансов. Тестовые задания на вакансии QA-инженера обычно выглядят обманчиво легко, и, выполняя их, можно подумать, что вы точно нашли все баги. Но потом… получить отказ.
Как же правильно выполнять тестирование, чтобы ничего не упустить (и получить уже эту работу)? Какой правильный порядок действий? И как все-таки тестировать ручку?..
Ответы на эти вопросы вы найдете на курсе Погружение в тестирование. Jedi point. За пять недель вы пройдете путь с нуля до джуниор-тестировщика, а наши опытные тренеры понятным языком объяснят любые сложные моменты!
- Больше статей по видам тестирования: ссылка.
- Интервью с выпускниками курса Jedi Point: