Опросы в аудите: как получить от них пользу и не надоесть команде «глупыми» вопросами

Опросы в аудите как получить от них пользу и не надоесть команде «глупыми» вопросами
Опросы в аудите как получить от них пользу и не надоесть команде «глупыми» вопросами

Опросы – комфортный инструмент для больших команд с выгодой для обеих сторон. Вы собираете субъективные мнения сотрудников. Они получают возможность высказаться, если что-то для них некомфортно. А чем больше комфорт для работника, тем больше продуктивность. К тому же это неплохой способ диагностики риска: если вы замечаете, что сотрудник стал много негативить, жаловаться, то вполне возможно, что он хочет покинуть компанию. Это риск для команды, если человек – важный специалист.

Зачем нужны опросы в аудите?

1.     Проводить синхронизацию команды, если есть сомнения, что вся команда одинаково относится к каким-либо вещам. Так нам не нужно будет додумывать за команду.

2.     Выяснять ожидания, повышая продуктивность отдельных сотрудников.

3.     Собирать жалобы сразу со всего проекта, особенно если он большой.

4.     Диагностировать риски.

Цели опросов каждый устанавливает сам, но общая – собрать максимум информации со всей команды. Для аудита подойдут все – чем больше, тем лучше: и менеджеры, и разработчики, и тестировщики.  Но сотрудников лучше поделить, например, группа разработки,  группа тестировщиков и т.д., потому что каждая группа имеет собственные интересы, которые могут и не пересекаться. А нам важно уделить внимание каждому. При этом нужно выделить и приоритетные лица – весь менеджмент, собственник, лиды, какие-либо инициативные работники.

Какие вопросы включить в опросник?

Выделите общие вопросы, которые касаются всех, к примеру:

  • Довольны ли вы своими достижениями?
  • Как оцениваете качество процессов на проекте?
  • Оцените свою личную эффективность на проекте.

Также уделите время специальным вопросам  для каждой группы с их спецификой: одни вопросы — тестировщикам, другие — разработчикам.

Подробнее о создании опросов мы говорим на нашем курсе «Аудит и оптимизация QA-процессов» , который стартует 21 января.

Мы побеседовали с Людмилой Лихогляд – сотренером курса и тест-менеджером с 11-летним опытом:

Людмила Лихогляд

–  Добрый вечер! Подскажите, есть ли какое то общепринятое комфортное количество вопросов в опросе, чтобы никому не надоесть и получить достаточно качественные ответы?

  –  Однозначно сказать нельзя. Все зависит от целей, частоты опросов, сложности вопросов. Для первого раза советую делать не больше 20 вопросов. Продумайте, что вы хотите получить от опроса, с какой целью проводите его? Не надо распыляться и сразу стараться одним опросником решить все проблемы и достичь всех целей. 

Еще советую максимально продумать, как упростить ответы коллегам. Можно попробовать варианты  с оценкой, с выбором значений из выпадающего списка. Но при этом про парочку свободных ответов тоже не забывайте.

– Людмила, вот вроде понятно, что цель подобного опроса – закрыть все боли сотрудников, обеспечить комфорт, чтобы, грубо говоря, они  хорошо выполняли обязанности и вообще с работы не сбежали. Но может есть еще какая-то цель?

– Важно дать сотрудникам понять, что их слышат, хотят слышать и реагируют на услышанное.

– Это увеличивает лояльность?

– Однозначно. Народ хочет быть услышанным и видеть обратную связь.

– А если в опроснике есть пункт, например, «как часто ты НЕ получал ответы на свои вопросы» с плохим показателем? Искать виноватого менеджера, который не отвечал на вопросы сотрудника? Или обсудить это со всей командой?

Допустим, в том же чатике коллеги игнорировали вопросы новичка. Тут никто конкретный не виноват.

– Если проблема общая, например, в коммуникациях с разработкой у 5 человек из 7, то выносим на общее обсуждение, но не указываем имен. Если проблема только у Васи с разработчиком Колей – обсуждаем индивидуально.

Еще добавлю, что по итогам опросника мне нравится проводить анализ ответов, локализовать из них проблемы и выносить на общую ретроспективу:

1. Что плохо (проблемы). Сразу обсуждаем на ретро, принимаем решение, фиксируем, назначаем ответственных и отслеживаем выполнение.

2. Что хорошо. Для закрепления позитивных практик

3. Кто кому хочет сказать спасибо. Для поднятия настроения и атмосферы на созвоне, мотивации.

Вот, пожалуй, самое важное о создании опросов.

Хотя есть еще кое-что: не забывайте перед запуском пройти опросник сами! 🙂


Более детально об опросах и субъективных оценках мы говорим на нашем курсе «Аудит и оптимизация QA-процессов» – он стартует совсем скоро, 21 января! 

Полная программа курса – по ссылке

Отзывы выпускников курса

Карина Арзуманян: Курс однозначно помог! Мы стали использовать Jira как основной инструмент сбора показателей эффективности и качества реализации задач. Также на данный момент мы находимся в процессе деления на продуктовые команды, после чего собираемся внедрять метрики качества для измерения прогресса.

Курс «Аудит и оптимизация QA-процессов» будет полезен для:

  • руководителей отделов тестирования,
  • QA-менеджеров,
  • тест-лидов.

За 6 недель, применяя выработанные нами алгоритмы, научитесь:

  1. Выявлять зоны риска своего проекта и первопричины проблем.
  2. Решать проблемы, выстраивая грамотные процессы, подходящие непосредственно для вашей команды.

Посмотрите первый вебинар курса