Как лучше организовать команду автоматизаторов в тестировании

Как лучше организовать команду автоматизаторов в тестировании
Как лучше организовать команду автоматизаторов в тестировании

Зачем вашему проекту автоматизация тестирования? Просто потому что так принято? Конечно, нет. Поговорим о целях автоматизации и о том, как лучше организовать команду автоматизаторов в тестировании.

У автоматизации есть цели, и их можно объединить фразой «быстрее, больше, выгоднее»:

  • ускорение тестирования,
  • увеличение количества тестов,  
  • уменьшение затрат ресурсов.

Первый пункт. Скорость. Самое большое преимущество автотестов — они быстрее, чем люди. С помощью автоматизации коллеги быстрее получают обратную связь, узнают состояние сборки и многое другое. Вся информация появляется быстрее. А еще появляется возможность параллельного тестирования, тестирования 24 на 7. 

В целом, если есть задача ускорить тестирование, то автотесты — оптимальное решение. Выше скорость, ниже длительность тестового цикла.

Второй пункт. Увеличение количества тестов. К примеру, нам нужно выполнить тест на сотни типов данных. В ручном тестировании — это сто разных тестов. А в  авто — это один тест и сотни параметров для его прогона. В итоге автотест один, проверок множество. Это освобождает ресурсы на новые тесты. Тестируем чаще.

Третий пункт. Уменьшение затрат ресурсов. Это пункт говорит сам за себя: выгода, экономия времени и денег. Причем тут автотесты — еще и инвестиция в будущее. Сначала мы тратим ресурсы на их создание, но потом пожинаем плоды.

Дмитрий Патрин, специалист по автоматизированному тестированию Лаборатории качества:

«Можно привести такой пример: допустим, процесс тестирования длится 5 дней, 4 из которых уходит на регресс. После автоматизации на регресс будет уходить 1 день, а у менеджмента появится выбор, куда потратить высвободившиеся 3 дня:

1) Можно использовать их для сокращения общего этапа тестирования, тем самым получить возможность чаще выпускать обновления.

2) Можно увеличить количество тестов регрессионного тестирования, тем самым увеличить его покрытие. То есть автотесты будут выполняться три дня, но выполнять гораздо больше тестов, чем когда это делалось вручную.

3) Использовать эти 3 дня, чтобы мануал-тестеры уделили больше внимания иным видам тестирования».

В общем, плюсы весомые! Как бы поскорее увидеть их на своем проекте? Тут не обойдется без людей. Нужно организовать хорошую команду автоматизаторов. Как же это сделать?

Во-первых, нужно держать в голове, что автоматизаторы выполняют целый пул задач:

  • архитектура,
  • разработка,
  • тест-дизайн,
  • управление процессом,
  • тестирование и др.

Но один человек просто не может быть квалифицирован и хорош во всем! Поэтому совмещать нужно с умом, не пытаясь найти на все руки мастера. Ведь если вы переложите все на одного человека, ему будет сложно поделить приоритеты между задачами, выделять ресурсы на каждую из них, да и вообще быть на высоте по каждому из пунктов. Но если вы все-таки решили идти таким путем, сотруднику будет не лишним вести анализ своих действий (например, с помощью таблиц), чтобы объективно оценивать свой выбор инструментов, сравнивать задачи и планировать работу.

иллюстрация: bfmspb.ru

Каковы другие варианты, если от «многорукого Шивы» мы отказываемся? 

  1. Тест в команде (3-15 человек). Это связка из тест-менеджера (который организует процесс), тест-аналитика (проектирует тесты) и автоматизаторов (разрабатывают, выбирают инструменты).  Здесь каждый выполняет те задачи, в которых он более квалифицирован — это повышает производительность и эффективность.

Главный минус такого пути: часто аналитики и автоматизаторы говорят на разных языках, поэтому на обсуждения, разъяснения и документацию уходит время.

Что делать, чтобы избежать траты временного ресурса? В первую очередь, конечно, учиться договариваться. Пускай ТА делится своим видением подхода к проектированию, автоматизаторы — информацией по архитектуре продукта, инструментов, автотестов.  Еще не помещает создать единый словарь, чтобы не возникали разночтения одного и того же слова, например, «тест».

  1. Тестирование как сервис (15+ человек) — обычно бывает в крупных компаниях. В таком случае у компании несколько проектов, и у каждого есть ТМ. То есть у автоматизаторов — отдельная команда со своим ТМ по автоматизации. 

Минусы такого подхода: каждый из отделов считает свои задачи более важными, возможна путаница и взаимоисключающие просьбы ТМов разных команд. Зато на инфраструктурные задачи больше ресурсов, а еще есть специализация внутри команды автоматизаторов: кто-то может писать ядро, кто-то — автотесты и т.д. 

Как же улучшить работу при таком подходе? Во-первых, согласовывать критерии отбора задач. Например, отбор автотестов только по скорости их выполнения. Во-вторых, обсуждать цели внутри команды и с внешними ТМами, чтобы было понятно, как наращивать квалификацию.


Надеемся, эта статья прояснила некоторые моменты организации автоматизированного тестирования как для ТМов, так и для самих автоматизаторов. Какой способ выбрать, нужно решать, опираясь на исходные данные вашего проекта.

Более подробно об организации процесса мы рассказываем на курсе Школа Тест-Менеджеров, v.2.0.

 Если у вас трудности с определением целей, разработкой тест-планов, оценкой рисков, приходите на наш курс! 9 недель под руководством опытных тест-менеджеров компании “Лаборатория качества” помогут вам прокачать себя, как руководителя,  и улучшить рабочие процессы.

Старт 25 мая!