Как сделать юзер-тесты продуктивными?

Как сделать юзер-тесты продуктивными
Как сделать юзер-тесты продуктивными

Когда мы создаем продукт, то можем лишь предполагать, какие потребности будут у его пользователей. Нельзя точно предсказать, где возникнут неудобства, и что останется непонятым. Именно поэтому юзер-тесты в QA так нужны. В их процессе вы увидите, как пользователи взаимодействуют с продуктом, и с какими сложностями они сталкиваются.

Как же тестировать продукт на пользователях?

Первое, что приходит в голову, это создать портрет целевой аудитории. Возраст, пол, доход и увлечения… Примерно как здесь:

подпись: источник — bishelp.ru

Но столь ли важно набирать на юзер-тесты людей «по демографии»? Да, у вас есть свои представления о целевой аудитории. Но ошибку или недостаток в продукте вполне найдет и 20-летний, даже если нижний порог в ваших критериях — 30 лет.  Поэтому самое главное — это набирать людей с релевантным опытом поведения. Вместо (или вместе с) анализа демографических критериев лучше смотреть на то, взаимодействовали ли люди ранее с подобным продуктом.

Есть и лайфхак: смотреть на частоту использования вашего продукта. Если вашим продуктом пользуются не часто, например, пару раз в месяц (онлайн-магазин), то лучше сделать набор по ЦА,

Если же ваша система предполагает каждодневное взаимодействие с вами (соцсеть, приложение для прослушивания музыки), выбор лучше сделать в пользу текущих клиентов. Либо же тех, кто пользуется максимально схожим, аналогичным продуктом.

А еще очень важна заинтересованность человека в участии. Деньги за участие в тестировании никто не отменял, но этот «стимул» может привести к тому, что люди будут стремиться найти даже те ошибки, которых нет. Идеально, если пользователь хочет сделать продукт лучше. Мотивация в таких случаях проста и не затрагивает деньги: клиент привык к продукту, он ему нравится. Если поучаствовать в тестировании, клиент может сделать свою работу с вашим продуктом еще приятнее.

Что же самое важное в тестировании с участием пользователей?

4 правила юзер-тестов

  • Подготовить сценарии для тестирования. 
  • Подготовить «правильных» пользователей, которые заинтересованы в тестировании, являются нашей ЦА. Неплохая идея — провести тест на старых пользователях, а не на новой аудитории. Мы говорили об этом выше.
  • Правильное проведение. Как будет происходить тестирование? Насколько понятно для пользователя? Насколько тщательно мы соберем обратную связь?
  • Правильный анализ. Какие мы выводы сделаем из прохождения пользователями сценария? Что нужно поменять, а что не нужно?

Как лучше проводить тестирование с юзерами?

Чаще всего человек, который участвует в тестировании, сидит в одной комнате, а вы —  в другой.  Это помогает избавиться от предвзятости: человек не будет посматривать на вас в поисках одобряющего взгляда. Не помешает и использование «родных» девайсов для тестирования, чтобы максимально приблизить опыт к повседневности.

Во время введения надо сообщить, что это не оценка пользователя, его умственных способностей и эрудиции. Это именно что проверка, исследование продукта. Поддержать человека, рассказать о задача и ответить на вопросы. А также уточнить, что любые вопросы стоит озвучивать.

В самом проведении теста стоит придерживаться трёх «не»: 

  • не отвлекать — для этого и используют обычно раздельные помещения;
  • не торопить — темп пользователя тоже говорит о том, как удобно пользоваться продуктом;
  • не помогать — не подсказывать, как и что нажать, человек должен дойти до этого методом проб и ошибок или не дойти вовсе — все это важно для вас, как для тестировщиков.

Фиксировать возникающие проблемы и сложности желательно на видео. А еще не пытаться придумывать решение здесь и сейчас — оставьте это на потом.

Вот и все основы проведения тестирования с пользователями. Надеемся, мы создали  у вас в голове примерную картину того, как сделать это продуктивно! Помните: пользователи — это то, ради чего создается продукт. Поэтому тестирование с их участием  не менее важно, чем поиск багов любыми другими методами.

Остались вопросы по тому, как отбирать респондентов? Хотите успешно определять целевую аудиторию, составлять наиболее ёмкие анкеты для юзер-тестов?

Приходите на наш курс Тестирование юзабилити (старт 3 августа)!

Отзывы наших выпускников:

Ольга Макарова: Много полезной практической информации, приведены примеры. Если есть необходимость с нуля провести полноценное юзабилити тестирования проекта, то этот курс – отличное руководство к действию!

Ирина Ильясова: Информацию дают действительно хорошую, полученные умения буду реально применять на работе! Думаю, что использование этих знаний будет очень полезным для продукта.

Виктория Косарева: Очень интересный курс! Расширяет взгляд в целом на тестирование и дает интерес и стимул для дальнейшего изучения юзабилити-тестирования. Информация дается системно. Подача в живой форме, с примерами из жизни, а не начитка 🙂