Как протестить продукт на пользователях, если пользователей нет?
Что делать, если протестировать продукт на предмет юзабилити надо, а тех самых юзеров в наличии нет?
Такой вопрос задала студентка курса Тестирование юзабилити. А тренер Татьяна Филатова дала ей полезные советы, которые пригодятся и другим начинающим тестировщикам.
Студентка:
— Где найти людей, на которых тестировать, где искать подходящую ЦА? Доступа к реальным пользователям нет. У меня только коллеги и семья 😀 К тому же продукт англоязычный, а вокруг меня русскоговорящее население, и для некоторых проблемой может быть банально язык.
Татьяна:
— Тут можно использовать анкету по словам на вашу ЦА (по возрасту/полу/образованию/выполняемым задачам). При необходимости — перевести, объяснить основные действия в процессе тестирования.
Студентка:
— Моё окружение — лишь с большой натяжкой ЦА…
Татьяна:
— Тогда вам на время нужно стать переводчиком! Можно использовать макеты или скриншоты экрана с переведенным текстом. Еще можете обратиться за помощью к коллегам из других команд. У вас же интернет-магазин?
Студентка:
— Да, но там продаётся всего 3 продукта, в том и соль. Там скорее акцент на эксклюзивности.
Могу ли я использовать тех же пользователей, которые заполняли мне анкету и уже столкнулись с каким-то трудностями?
Татьяна:
— У вас два портрета на роль посетителя (Прия 20 лет и Карен 48 лет) и 3 портрета на вторую роль (Сисилия 63 года, Мэган 35 лет и Рози 29 лет). Надо привести к тому, чтобы был ровно один портрет на одну роль. Иначе нужно выделить дополнительные роли. Но помните, что разные роли имеют разную частоту сценариев. Если частота сценариев одинаковая — это одна роль
Студентка:
— Но посетители же разные люди. Не понимаю, почему их надо всех под одну гребенку объединить. У них могут быть разные цели, но суть одна и частота одна 🙂
Татьяна:
— Мы не можем сделать продукт хорошим для всех, поэтому выделяем роли (или описываем персонажа). Персонаж — это собирательный образ группы в вашей целевой аудитории, разделяющий схожие взгляды, ценности и особенности поведения относительно продукта. И да, это не может быть реальный человек.
Студентка:
— Ага, собирательный образ… хорошо, я попробую! Прямо чувствую, как прохожу все стадии: отрицание, негодование, отчаяние, принятие — пора делать домашку 😀
А вы хотите знать, что такое пользовательские сценарии, как их правильно использовать и круто тестировать юзабилити с помощью них? А также что делать, если под рукой нет тест-группы для «живой» проверки?