Из госслужбы в тестировщики: как войти в айти из науки
Как сменить научную профессию с низкой зарплатой на удаленку в тестировании? Сколько нужно пройти собеседований и что на них спрашивают? В сегодняшнем интервью с выпускницей курса ПОИНТ Екатериной Юрченко 🙂
– Привет! Давай начнем с рассказа о себе и о твоей «точке А» начала. Сколько тебе лет, где училась, может быть, уже работала где-то?
– Мне 27 лет, закончила в 2018 году национальный исследовательский ядерный университет МИФИ по направлению «физика ядерных энергетических установок». После учебы проработала год в своем университете в отделе учёта и контроля радиоактивных веществ (рв) и радиоактивных отходов (РАО) и ушла в декрет. На момент начала обучения тестированию находилась в декрете (ребенку было 1,7).
– Ого! Серьезный бэкграунд! А если не секрет, сколько платят за такую необычную работу?
– Это анекдот! 29 с копейками, но эта зарплата компенсируется необязательностью посещения. Так как с универа я занималась репетиторством по алгебре и геометрии, было нормально
– Не могу не спросить, приходилось ли контактировать с этими самыми радиоактивными веществами, или это чисто бумажная работа? 🙂
– Приходилось во время выдачи/приемки источников, инвентаризации. В связи с этим у меня оформлены вредные условия. И в качестве компенсации, если так можно назвать, я получаю талоны на питание в университетской столовой, надбавку к окладу (та сумма конечная) и пенсию, раньше лет на 7, о которой мне сейчас думать бессмысленно. Но моя коллега, которая всю жизнь там работает, рано начала ее получать
– Всё равно пугающе! В принципе понятно желание сменить профессию, но расскажи, что тебя подтолкнуло, и почему именно QA?
– Популярная тенденция «войти в айти» не обошла меня стороной. Наука, к сожалению, не финансируется, друзья, с которыми учились вместе, тоже начали разбегаться из этой сферы.
В разработку у меня так быстро не получилось бы попасть, а проблема с работой стояла остро. Я не влюблена в процесс тестирования, как в нейтронно-активационный анализ, гамма-спектрометрию, но это все равно интересно и соответствует моему характеру. Мне придется заниматься поиском, анализом. Греет душу мысль, что качество продукта, которым будут пользоваться, зависит в том числе и от меня, это требует ответственности.
– Наука навсегда останется в твоем сердечке! Кто знает, может, однажды ты будешь тестировать что-то связанное со своей любимой темой и продвинешь науку вперед таким образом! 🙂
А как ты выбрала ПОИНТ? Видела наш инстаграм, блог?
– На работе поставили новую программу по отчётности за рв и РАО, и она была отвратительной. Я позвонила в организацию, чтобы спросить что-то по ней. Спросила про тестирование, мне предложили оставить свои данные, возможно, позже буду ее тестировать. Это вроде бы не конечный ее вариант.
Курсы нашла на форуме тестировщиков, посмотрела отзывы в VK, убедилась, что все они оставлены реальными пользователями. И, долго не сомневаясь, выбрала ПОИНТ. И я не ошиблась!
– Здорово! И как тебе было учиться по шкале сложности от 1 до 5? 🙂
– 1. Учиться было не сложно. Проблема была во времени, которого практически нет, когда есть маленький ребенок. На начало учебы мы были у свекрови в Беларуси, она помогала иногда с сыном, несмотря на сложную ситуацию у себя на работе. Заниматься мне приходилось поздно вечером, ночью, когда ребенок спит. Вот это было тяжело. Когда вернулись в Москву, стало ещё труднее, и, к моему великому стыду, мне даже пришлось продлевать обучение, так как я физически ничего не успевала. Надеялась на сад, в который отдали сына в сентябре, но начались болезни, причем у всех.
– Ну, стыдиться тут точно нечего, конечно, с маленьким ребенком всегда сложно даже на домашние дела найти время, а тут учеба! Но ты справилась – это главное!
А как быстро ты приступила к поискам работы после курса, как составила и рассылала резюме?
– С 1 ноября я вышла на свою старую работу и начала отправлять отклики и сопроводительные, разумеется, на hh. До этого изредка откликалась, но активный поиск начался в ноябре.
Составление резюме было одним из последних домашних заданий. Его у меня проверили, поэтому я была спокойна. И вообще это очень здорово, что на курсах дали не только предметные знания, но и уделили внимание такому важному делу, как написание резюме.
– Рада, что резюме с курсов тебе пригодилось! Расскажи, как проходили собеседования, тестовые задания? Что встречалось часто, что было необычного?
– У меня было 4 собеседования при 80-90 откликах на вакансии. И куча отказов там, где требовался чуть ли не студент, который просто умеет пользоваться компьютером. Вот это я до сих пор понять не могу…
Только одно из собеседований было очным. Оно длилось 2 часа: у меня спросили базовую теорию по тестированию, попросили назвать проверки для тестирования поля ввода, а также задали 4 задачи-головоломки, хотя должна была быть одна. Когда я решила первую, сказала, что люблю такие задания, и мне предложили все остальные. Их я тоже сделала. Но помимо этого ребята много болтали не по делу, как они выразились, «пытались меня раскрепостить», рассказывали истории из жизни, про корпоративы, даже переходили на нецензурную лексику. Я не ханжа, но для меня это недопустимо, странно на первой встрече, тем более деловой. По мере моих ответов несколько раз звучало: «Она классная, много знает, давай возьмём ее к нам», но меня не взяли. Вот это было самым необычным: само собеседование и его результат.
На всех собеседованиях плюс-минус задают одни и те же вопросы по теории, просят что-то затестить. Последнее собеседование тоже немного удивило меня: один из разработчиков задал задачку про источник частиц и детектор, а точнее, как его нужно расположить. Было понятно по моим наводящим вопросам, что он мало в этом разбирается, но тем не менее. Эта задача требовала знаний специфичной программы расчетов ионизирующего излучения, я с ней не работала, поэтому не решила ее. Но меня взяли. С 25 января начнется моя карьера в качестве тестировщика.
– Ого! Поздравляю с получением работы! А в какой сфере в итоге будешь тестировать, раз такие вопросы по физике задавали?
– В том-то и дело, что компания создаёт системы алгоритмического трейдинга и продукты риск-менеджмента в области рынка ценных бумаг
– Постарались, видимо, придумать вопросы для собеседования 😀 Ты все равно крута, что прошла через это! А какую зарплату пообещали, как джуну?
– 50 на руки. Меня это устраивает, так как у меня нет коммерческого опыта и серьезных знаний в каком-либо языке программирования. Они это требуют, я потихоньку это осваиваю. Кстати, вопросы по программированию на собеседовании были: типы данных, чем float отличается от double, разница между ООП и процедурным программированием, виртуальная функция Джава. Про последнее я ничего не смогла сказать.
Сказали, что все в моих руках, и дальнейшее повышение з/п будет зависеть от получения новых знаний и навыков.
– Звучит вполне перспективно! Поздравляю еще раз! Планируешь потом еще какие-нибудь курсы проходить по тестированию?)
– Спасибо!) Английский для тестировщиков, по автотестам хотелось бы. Много видела интересных курсов на software-testing. По мере вхождения в свою работу буду искать помощь в виде курсов только там)
– Спасибо за интервью и успехов тебе, надеюсь, все задуманное получится!
– И вам спасибо! Было приятно пообщаться! Успехов во всех начинаниях 🙂 Надеюсь, это интервью подтолкнет нерешительных ребят и девчат к простой мысли: «Берём и делаем!».
Отзывы выпускников
Один из наших выпускников, Сергей Сушко, оставил креативный отзыв в виде майнд-карты в нашей группе VK: