Тестирование интерфейса. Как перестать оценивать интуитивно

Негативное тестирование когда, зачем, сколько

В этой статье тренер курса «Поинт» Виктория Соковикова расскажет, как при тестировании интерфейса не получить баг в статусе rejected и выговор от разработчиков.

Представьте ситуацию. У вас появилась задача протестировать вот такую форму:

И вроде работает она в соответствии с требованиями, и ошибок грамматических нет в текстах, и стили по гайдлайнам, но что-то не то… Точно — кнопки! Ну неудобно они расположены, как ни крути.

Вы воодушевленно заводите баг, ожидая благодарных пользователей, которым вы сэкономили нервы и время. А через некоторое время получаете баг в статусе rejected и упрёки от разработчиков, что зря потратили их рабочие часы. Знакомо? Здорово, если нет. Новички (да и опытные тестировщики) периодически натыкаются на грабли возврата ошибок юзабилити. Причина — термин «неудобно» слишком субъективен и неоднозначен. Такую ошибку просто вернуть с основанием «а мне удобно».

Чтобы проверять себя и доказывать свою точку зрения команды, используются числовые методы оценки интерфейса (когда мы реально измеряем, например, время выполнения тех или иных операций). И сегодня предлагаю познакомиться (или вспомнить) с одним из них — законом Фиттса.

Математическая запись закона Фиттса:

T — среднее время, затрачиваемое на совершение действия

a — среднее время запуска/остановки движения

b — величина, зависящая от типичной скорости движения

D — расстояние от точки старта до центра цели

W — ширина цели, измеренная вдоль оси движения

А и Б — константы, определяемые устройством (для сравнения они нам не потребуются).

Простыми словами, время «прицеливания» (от момент начала движения мышью до остановки над нужным объектом) зависит от расстояния до объекта и его размера ПО ОСИ ДВИЖЕНИЯ.

Верное направление для расчета размера цели представлено только в 1м варианте.

Вывод из закона понятен интуитивно:

  • Чем ближе объект, тем быстрее и проще в него попасть.
  • Чем больше объект, тем быстрее и проще в него попасть.

Но теперь у нас на вооружении есть инструмент, который объективно позволяет сравнивать и доказывать обоснованность тех или иных интерфейсных решений.

Как измерить расстояние между элементами?

Если необходимо рассчитать расстояние между двумя элементами интерфейса, расположенными на вертикальной или горизонтальной осях, самое удобное — воспользоваться экранными линейками. Запрос в Google даст вам огромное количество вариантов на любой вкус, например http://developer.roman.grinyov.name/blog/13  (простая линейка, правда работает только под Windows).

Немного сложнее искать расстояние между элементами, если они расположены по диагонали. Но и это возможно:

  • Используем приложение http://avpsoft.ru/products/udruler/. Оно платное, но можно использовать триал в течение 30 дней. Минус — работает только под Windows. Принцип действия очень прост — протягиваете линию между элементами, система показывает ее длину.
  • Используем расширение для Google Chrome https://chrome.google.com/webstore/detail/dimensions/baocaagndhipibgklemoalmkljaimfdj  и вспоминаем теорему Пифагора. Расширение позволяет построить прямоугольник между двумя элементами и показывает длины сторон. Затем идем http://geleot.ru/education/math/geometry/diagonal/rectangle (или берем калькулятор) и рассчитываем гипотенузу по двум катетам.

Закон Фиттса. Как вычислить логарифм?

Не буду здесь писать много математической теории 🙂 Дня наших с вами целей достаточно онлайн калькулятора https://umath.ru/calc/vychislenie-logarifma-chisla-onlajn

В основании логарифма выбираем из выпадающего списка «2», а вторым числом указываем результат расчета формулы (d/w + 1).