Профессиональное выгорание в тестировании: как справиться и разнообразить работу

Профессиональное выгорание в тестировании
Профессиональное выгорание в тестировании

Приветствуем всех! После ноябрьских выходных, не откладывая надолго, перейдем к насущной теме: «Как разнообразить задачи в команде, чтобы не возникало эмоционального упадка?». Это вопрос от одного из руководителей тест-команд, обучающихся у нас на курсах. «Люди выгорают из-за неравномерности нагрузки. Есть месяцы, когда только пишем тестовую документацию или ревьюим старые наборы тестов и датасеты – это простой в работе», – продолжается вопрос.

О том, как руководить командой, чтобы та не выгорела, рассуждает Людмила Лихогляд:

Людмила Лихогляд

Тест-менеджер,

11 лет в тестировании

«Проблема выгорания людей из-за неинтересных задач или неравномерности нагрузки довольно остро стоит в последнее время. Сама вспоминаю себя в первые годы, когда порой приходилось вписывать в тестрейл сотни тест-кейсов. Тест-анализ интересно было делать, но потом все это документировать! Жуть!!

Какие есть варианты решения:

1. Подумать, как можно автоматизировать рутинные однотипные задачи.

2. Чередовать задачи. Если пишем кейсы, то периодически менять модули, предлагать коллегам поменяться системами, проводить ревью кейсов. Тут сразу можно поймать двух зайцев: и разнообразить задачи, и узнать что-то новое.

3. Не стесняться сообщать о том, что задачи неинтересные, не нравятся,  хочется узнать что-то новое. Поверьте, этим вы сделаете лучше и себе, и всей команде.

А что же делать, если интересные задачи есть, но мало, а хочется больше? Как распределить имеющиеся задачи максимально эффективно, да так, чтобы мотивировать сотрудников, утолить жажду нового? У нас на проектах распределяем задачи в зависимости от сроков. Если времени мало, даются знакомые задачи.  Объясняем сотруднику, что вся надежда на него, так как именно он сможет качественно за короткий срок выполнить задачу. Не встречала еще случаев, чтобы после этого человек жаловался на скуку :).

А если времени побольше, то можно  давать сотруднику новые задачи по новому функционалу, с которым он ещё не работал. Так в процессе работы он и выполняет задачи, и учится новому. Потом это поможет нам повысить взаимозаменяемость.

Еще один из подходов к избавлению от скуки – внедрение новых инструментов и процессов. Сейчас все так быстро развивается, что только успевай следить за прогрессом!

И вот вторая часть вопроса – неравномерная нагрузка. С этой проблемой мы у себя на проектах справляемся за счет раннего начала тестирования. Заранее знакомимся с задачей, задаем вопросы, документируем все, приоритезируем, готовим тестовые данные. А когда задача приходит на тестирование, проходим готовые кейсы. Причем их количество зависит от срока и приоритета. И вуаля! Задача протестирована, готовы делать отчет.

Третья часть вопроса – простои. Не понятно, какие могут быть простои! Я считаю, что всегда есть задачи, причем  полезные :).

Давайте рассмотрим ситуацию: мы IT-шники,  нам нужен доступ к интернету, доступ к машинам. Но если свет пропал и ничего не работает,  то почему нельзя взять листик бумаги, карандаш и нарисовать схему состояний и переходов для всех основных объектов проекта? Можно построить таблицу рисков? Можно! Можно организовать мозговой штурм по решению критичной проблемы? Можно! А ретроспективу? Да все, что угодно!».


Надеемся, мнение Людмилы возродит в вас боевой дух, и вы с новыми силами приступите к работе со своей командой! Выгорание – нередкий гость в IT, но стоит посмотреть на старые вещи под чуть другим углом, и энергия появится снова.

А если вы хотите получить более глубокие знания по выстраиванию процесса тестирования, научиться находить проблемные места на всех этапах, избавиться от авралов, наши курсы ждут вас!

Курсы для руководителей тест-команд от «Лаборатории Качества»:

  1. Для тех, кто только собирается стать тест-менеджером, а также с опытом 1-2 года

«Школа тест-менеджеров V-2.0»

За 9 недель освоите все ключевые техники и модели тестирования, сформируете цели и метрики, создадите новые и улучшите существующие процессы, в результате чего команда будет довольна тем, что делает. 

Чтобы понять, необходим ли вам этот курс, пройдите этот тест

Мы открыли первый вебинар этого курса

2. Курс «Аудит и оптимизация QA-процессов» будет полезен для:

  • руководителей отделов тестирования,
  • QA-менеджеров,
  • тест-лидов.

За 6 недель, применяя выработанные нами алгоритмы, научитесь:

  1. Выявлять зоны риска своего проекта и первопричины проблем.
  2. Решать проблемы, выстраивая грамотные процессы, подходящие непосредственно для вашей команды.

Посмотрите первый вебинар курса