Почему нельзя пренебрегать тестированием юзабилити?
В нашей культуре еще не укоренилась привычка ставить юзабилити превыше всего. Часто можно встретить принцип: «Главное, что работает. А как выглядит — не важно». Компании отдают удобству использования последнее место, или не отдают вовсе. Код пишется, фреймворки используются, а в это время пользователи тщетно тыкают на кнопку «Оплатить» и ругаются, потому что не понимают, ушли ли деньги и оформлен ли заказ.
Мы расскажем, почему юзабилити так важно, но сперва — о том, почему команда не уделяет внимания юзабилити и его тестированию.
Знакомы какие-то из этих ситуаций? Загибайте пальцы. Если наберете хотя бы один балл, дело плохо, нужно начинать шевелиться. Если больше одного, то совершенно точно надо спасать продукт!
- Компания маленькая, и в ней считается, что юзабилити — далеко не самое главное. Заняться им нужно «когда-нибудь потом, когда мы станем большими».
- О понятии «юзабилити» в компании вообще даже не слышали. «Кому-то должно быть удобно? Это что еще за новомодные понятия?». Проще говоря, ваша фирма все еще живет по законам нулевых 🙂
- В компании считается, что если что-то работает — уже отлично! А вот как оно работает — уже не так важно…
- Из пункта 3 вытекает позиция: «Пользователи сами как-нибудь догадаются, куда нажимать. Главное, что все работает».
- Команда не считает ux-баги багами. Ведь выполнять важные функции они не мешают. Их вроде было бы хорошо поправить, улучшить, но руки все никак не доходят.
- Команду останавливает то, что нет готового решения. Ведь с функциональными ошибками все просто: чтобы эта кнопка работала, нужно исправить то и это. А что делать, когда в воздухе повисло абстрактное «неудобно»? Как программисту это исправлять и как быть уверенным, что потом всем точно станет «удобно»?
Итак, сколько пальцев вы загнули?
Пожалуй, чтобы перестать пренебрегать юзабилити, надо хорошенько представить себе пользователя. В крупных компаниях чаще всего знают: от того, насколько удобно использовать продукт, зависит его популярность. Сайт, приложение, софт можно порекомендовать друзьям. А можно — жаловаться на то, как все виснет, выдает ошибки, как непонятно, куда нажимать, чтобы добраться до нужного раздела.
Представлять, как выглядит пользователь, чем он живет и чего хочет, должны не только управляющие, но и разработчики, и тестировщики. В общем, участники процесса на всех уровнях.
К чему же может привести пренебрежение юзабилити?
Два слова, которые говорят сами за себя: потеря прибыли.
Почему так происходит? Чаще всего в продуктах конверсия очевидна: к примеру, человек заходит в приложение и покупает вещи, билеты, бронирует жилье и многое другое. От того, насколько удобно будет это сделать, напрямую зависит прибыль владельца бизнеса.
- Если нужный раздел или кнопку слишком долго искать — пользователь уйдет.
- Если нужный раздел найден, но написан он слишком муторно, и непонятно, что делать дальше — пользователь уйдет.
- Если для совершения действия требуется не 1 шаг, а 4 — пользователь уйдет.
И множество таких «если» отсеивают потенциальных клиентов, уменьшая прибыль.
Если вы понимаете необходимость юзабилити-тестирования, но вам нужно доказать это команде, ничто не сработает лучше живого примера. Начните исправлять ошибки юзабилити, и, когда ваши действия наглядно увеличат конверсию, руководство поймет, что вам можно доверять. И дальше работа пойдет быстрее 🙂
Прочитать отзывы выпускников о курсе Тестирование юзабилити можно по ссылке.