Как найти время на учебу. Секреты и техники, чтобы успеть всё

Как найти время на учебу, если ты параллельно работаешь или уже где-то учишься? Как получить новую профессию, если находишься в декрете и воспитываешь детей? В конце концов, как приступить к делу, если вроде ничего конкретно не мешает, но почему-то начать все никак не получается?

Современный темп жизни почти никому не оставляет шансов расслабиться. Пожалуй, вопрос распределения времени и моральных сил на достижение целей не беспокоит лишь потомственных рантье. Остальным же приходится балансировать на острие потребительской корзины, зарабатывая на жизнь, обучаясь в институте или ухаживая за семьей, а то и все это одновременно. Бессонные ночи у колыбели или беготня с одной деловой встречи на другую, нехватка времени на себя или тщетные попытки не растерять друзей и хобби, выбираясь куда-то на выходных… В таких условиях порой кажется, что на обучение новой профессии, такой как тестировщик ПО, просто не хватает часов в сутках. 

1. Планируйте время, как бы банально это ни звучало (чуть дальше мы предложим варианты того, как это сделать). Начните с составления расписания на неделю. Обозначьте окна, которые можно выделить на обучение. 

2. Не ждите свободного дня для обучения. Если у вас есть два выходных, полностью свободных от работы, может показаться соблазнительной идеей посвятить их полностью дополнительному обучению. На деле это может привести к еще большему стрессу, потому что в итоге вы сами себе создадите полноценную «рабочую» семидневку. Лучше изучать материалы без привязки к субботе и воскресенью. Делайте это, когда появляется возможность. Например, во время обеденного перерыва или когда ваш ребенок спит днем.

3. Не стесняйтесь попросить помощи у семьи. Партнер, родители могут помочь посидеть с малышом, выгулять за вас собаку или, в конце концов, сходить в магазин. Найдите компромисс и делегируйте какое-либо из своих дел родственникам, рассказав о своих целях и планах и объяснив, как вам важна поддержка. Не стоит тащить все на себе, если есть вариант взаимопомощи!

4. Используйте удобную форму подачи информации. Если у вас есть свободное время утром в поезде метро, но сосредоточиться на скачущих буквах сложно, используйте видео на Ютубе или подкасты. 

1. Метод «Помидора».

Этот метод был предложен итальянцем Франческо Чирилло в 80-х годах и назван в честь кухонного таймера в видео помидора:

Полезно для прокрастинаторов, которые включают компьютер и не замечают, как вместо запланированного обучения отправляются в соседнюю вкладку листать мемы и смотреть видео.

Самое сложное в этом методе — собственно, взять себя в руки и следовать ему. А дальше все легко: 25 минут вы сосредотачиваетесь на работе, потом делаете перерыв в 5 минут. После каждого четвертого такого «помидорного» цикла делайте длинный перерыв в 15-30 минут.

2. Матрица Эйзенхауэра.

Эта модель помогает определить приоритеты задач на основе их важности и срочности. Разделите все задачи на четыре категории: важные и срочные, важные, но несрочные, срочные, но не важные, несрочные и не важные. Это поможет вам сосредоточиться на ключевых задачах и избежать потери времени на мелочи.

Если вы часто ловите себя на том, что вместо важного дела начинаете тщательно намывать квартиру (хотя это определенно может подождать), матрица Эйзенхауэра может вам помочь посмотреть на себя со стороны и увидеть элементы самосаботажа, а также разгрести завалы задач в бэклоге мозга.

3. GTD (Getting Things Done). 

Методика GTD расшифровывается как «доведение дел до завершения», или «как привести дела в порядок». Она была создана Дэвидом Алленом, консультантом в вопросах управления временем и личной продуктивности. Эта методика использует три базовых модели:

  • управление рабочим процессом;
  • 6-уровневая модель обзора работы;
  • естественный метод планирования.

Первая главная модель — управление рабочим процессом — используется, чтобы взять под контроль все задачи и поручения. Управление рабочим процессом состоит из пяти фаз:

  • сбор;
  • обработка;
  • организация;
  • обзор;
  • действия.

Вторая главная модель —  она же шестиуровневая. Нужна для обзора перспективы задач и поручений:

  • текущие дела;
  • текущие проекты;
  • круг обязанностей;
  • ближайшие годы (1—2 года);
  • пятилетняя перспектива (3—5 лет);
  • жизнь.

Используя даже эти две модели, вы можете навести порядок в своих делах и выкроить время для самообучения. Ведь зачастую проблема содержится не столько в реальной нехватке времени, сколько в психологическом барьере и страхе подступиться к кажущейся непосильно большой задаче.

Конечно, если ваша душа не лежит к ведению табличек и письменному планированию, не значит, что без всего этого заняться учебой будет невозможно. Однако хотя бы у себя в воображении ответить  на вопросы по методу GTD может быть полезно. 

«Что сейчас я обязан выполнять ежедневно?» (ходить на основную работу или в вуз с понедельника по пятницу, выгуливать собаку, мыть посуду, отводить ребенка в школу), «Каков мой круг обязанностей?» (выполняю роль родителя, занимаюсь волонтерством, хожу в спортзал по абонементу), «Где я планирую быть через год?» (получить первую работу тестировщиком, переехать в новую квартиру и т.д.).

Посмотрев на свои ответы словно с высоты птичьего полета, вы сможете легко планировать действия как на ближайшую неделю, так и на полгода-год. Например, внезапно может обнаружиться активность, которой не жалко будет пожертвовать, освободив время для другой задачи, которая в итоге и завершится быстрее, и будет вам более полезна и выгодна.   


А еще мы публиковали статью с советами по тайм-менеджменту для тестировщиков и их руководителей. Используя эти рекомендации, вы сможете найти время для обучения на тестировщика ПО (как на курсах, так и самостоятельно) даже в самых загруженных днях. 

Взять способы тайм-менеджмента на заметку можно здесь.

А стать, наконец, тестировщиком и получить надежную IT-профессию — у нас в учебном центре на курсе по тестированию ПО со стажировкой!