Что такое качественный продукт в тестировании ПО?
Quality assurance означает «обеспечение качества». Но что такое само качество?
Вообще понятие качества сильно субъективно. И тестировщик, и аналитик, и конечный пользователь видят его по-разному.
Например, для тестировщика критичные баги несовместимы с качественным продуктом. Хотя и невозможно очистить продукт от багов до конца.
Аналитики, в свою очередь, склонны концентрироваться на самом функционале, а не багах. Если все функции, которые нужны пользователю, в продукте присутствуют, то для аналитика он качественный.
Ну а про разработчиков ходят легенды. С конечным пользователем они, считайте, не взаимодействуют. Ориентируются на внутренние показатели качества, в основном на код.
Код скомпилирован, ошибок нет? Отлично, ставим знак качества! А то, что этот код может и не отвечать поставленным бизнес-аналитиком задачам, программиста не особо волнует.
Один из известных способов оценки качества — соответствие каким-либо стандартам, как внутренним (гайдлайны), так и внешним (например, стандарты магазина, куда мы хотим загрузить свое приложение). Однако прохождение или непрохождение стандартов не может гарантировать однозначно, что продукт качественный. Следующая картинка говорит сама за себя:
Между самими стандартами есть много отличий, и ни один стандарт не может учесть все нюансы.
Следующий критерий оценки качества — пользователь.
Если у нас есть задача, которую мы хотим реализовать в продукте, а пользователь говорит, что что-то не работает, то продукт, очевидно, качественным не назовешь.
Хотя не исключено, что пользователь мог сделать сам что-то неправильно. Банально не увидеть какую-нибудь кнопку. И… все равно это будет нашей проблемой качества!
Конечно, если такой пользователь — один на тысячу, еще можно успокоиться. А если таких много — это явная проблема с качеством. Потому что чек-листы, ожидания аналитиков, стандарты бывают оторваны от реальности. А пользователь — вот он, здесь и сейчас, проверяет наш идеальный по всем параметрам, казалось бы, продукт. И находит изъяны.
Получается, что качество — это показатель степени удовлетворенности конечного пользователя.
Проверить свой продукт на качественность можно, задав три вопроса:
- ЧТО выполняет продукт (какие требуются функции)?
- КАК выполняет эти функции продукт (удобно, быстро и т.д.)?
- КОГДА работают эти функции (речь о стабильности. В идеале заявленные функции должны выполняться при любой нагрузке, на любых версиях ОС и т.д.)?
А еще не стоит забывать о внутренней поддержке продукта. Мы должны быть готовы обеспечить поддержку и развитие продукта, чтобы вовремя реагировать на новые баги, которые неизбежно приходят в процессе развития.
Конечно, «идеальный продукт в вакууме» вряд ли когда-либо получится, если только это не приложение из одного экрана и функции. Да и там могут выскочить проблемы. Но в наших руках — в руках тестировщиков — приближать продукт к желаемому высокому уровню, оставляя пользователя довольным.
У вас возникают вопросы, как оценивать качество и в чем его измерять? Подробнее в такой важный аспект тестирования, как качество, мы углубимся на курсе Школа Тест-Менеджеров, v.2.0.
Практикующие специалисты с многолетним опытом управления командами в QA ответят на все вопросы и дадут идеи для развития вашего проекта в нужном русле с помощью практических работ и тщательно составленных вебинаров с теорией.
Отзывы выпускников Школы Тест-Менеджеров:
19.05.2022, Динара Денисламова (ШТМ-60): «Все вебинары смотрела с большим интересом. Узнала много полезных методик по тестированию и менеджменту в целом. Благодаря курсу обнаружила множество проблем с процессами у себя на проекте и спроектировала стратегию по их решению с помощью полученных знаний. Крайне рекомендую к прохождению всем тест-лидам!»
06.04.2022, Алла Пономарева (ШТМ-59): «Я руководитель отдела тестирования в компании Prof-IT. Курс оказался очень полезен, так как раньше опыта руководства у меня не было. Материал подается кратко и понятно, есть обратная связь от преподавателей. А домашние задания курса можно сразу использовать для оптимизации процесса тестирования в вашей компании!»